Назад к основной странице
<<< Назад |  Оглавление  | Вперед >>>

   Аэрокосмический истребитель VF-21 Omega

    

    VF-21 Omega - это экспериментальный многоцелевой аэрокосмический самолёт варьируемой геометрии, созданный и испытываемый в рамках программы "Сверхновая", разрабатывающей лёгкие космические истребители особого назначения. Символ проекта "Сверхновая" напоминает вписанный в алый круг широкоизвестный международный "трилистник" радиационной опасности, только красно-белой расцветки.
    VF-21 Omega, этот "стильный" биплан густого синего, пости чёрного, цвета выполнен на базе мельтланского (в основной линии "Макросса" - зенторадианского) боевого костюма Quimeliquola Queadluun-Rau с использованием, похоже, некоторых заимствованных мельтланских полуорганических технологий, а также, определённых деталей и конструкторских наработок VF-4 Lightning III ("Молния"). Несмотря на столь мощный технологический задел, VF-21 Omega, по моим личным ощущениям, в сумме боевых показателей несколько уступает своему основному конкуренту VF-19 alpha (хорошая иллюстрация к проблеме "опережающего развития"). VF-21 использует "классический" способ трансформации от истребителя к роботу и обратно, подобно VF-1 (см. раздел "Схемы и типы трансформации"). В то же время, однако, в комплексе показателей его конструктивные решения и система вооружения не вполне стандартны, благодаря чему "Omega" немного выпадает из "генеральной линии" эволюции истребителей "Валькирия". Как уже упоминалось, VF-21 Omega имеет интегральную компоновочную схему "биплан". Вертикальное оперение двухкилевое с рулями направления, при этом, в форме "battroid" плоскости вертикального оперения играют роль двух "кулачных мини-щитов" на запястьях машины. Крылья изменяемой конфигурации - при переходе в режим форсажного гиперускорения для улучшения аэродинамики и снижения нагрузок плоскости "переламываются", концы крыльев опускаются вниз.
     В особой ситуации - с отключёнными ограничителями скорости - VF-21 Omega способна даже развить суборбитальное ускорение и выйти за атмосферу. Но пользоваться этой возможностью стоит лишь в исключительных случаях, поскольку "Омега", в отличие от "Альфы" (способной спокойно достичь орбиты "всего за сорок восемь секунд" и тут же вернуться обратно по совершенно отвесной траектории), явно не рассчитана на подобный экстремальный режим и окутывается "плазменной аурой", постепенно превращаясь в подобие огненного болида даже при относительно пологой траектории выхода в космос. Её крылья, которые не могут прижиматься вплотную к фюзеляжу, придавая самолёту более обтекаемую и "стремительную" дельтовидную форму, как это сделано у VF-1 Valkyrie, при этом начинают деформироваться, гореть и оплавляться. Забавно, но по этому отдельному показателю - способности свободно преодолевать планетарную атмосферу и достигать просторов Вселенной -  VF-21, похоже, уступает такому классическому трансформируемому истребителю, как VF-1 Valkyrie, который, будучи укомплектован специальной отделяемой разгонной ступенью-"бустером" (а модель с бочкообразными, ракетоподобными верхними ускорителями даже и без оного, если судить по третьему эпизоду "Macross Dynamite 7") поднимался в космос совершенно без ущерба для себя, как это показано в тридцатой серии "Robotech'a" - "Viva Miriya". Может, как раз благодаря своей способности принимать стреловидную форму...  

    

    Органы управления VF-21 Omega:
    На этом истребителе впервые - в рамках вселенной "Macross" - была, параллельно с обычной аппаратурой, установлена система прямого мыслеуправления механизмами. Однако, справедливость требует отметить, что хотя в макроссовском пространстве-времени появление подобной системы и является значительным достижением, для фантастики вообще, даже в "аниме", подобный принцип управления давно не представляет из себя какого-либо открытия. В конце концов, по большому счёту, "Macross" просто-напросто наконец-то "дополз" до того, что в "Super Dimension Cavalry: Southern Cross" и "Genesis Climber MOSPEADA" было уже много лет назад! В биороидах Зоров из "Super Dimension Cavalry: Southern Cross" используется система управления, практически, за исключением одного единственного нюанса, аналогичная BDS "Омеги", а в "Genesis Climber MOSPEADA" техника преимущественно снабжена именно мыслеуправлением.
    Сие обстоятельство представляется естественным, если учесть особенности биологического строения инвидов (inbits), а также то, что основной боевой единицей в сериале является бронекостюм модели "Циклон", который может управляться только подобным образом. Необходимо учесть - это в "Стражах" Карла Масика инвиды напоминают улиток, а храбрый юноша, помощник учёного Кабела, ухитряется активировать построенного на совершенно незнакомых ему принципах брошенного Гураба (Gurab) голыми руками и за пять секунд. В оригинальном "Genesis Climber MOSPEADA" инвиды являют собой угольно-чёрные эллипсоиды, лишённые, подобно пиннуляриям и навикулам, всяких внешних эффекторов и органов движения. И, следовательно, управлять своими насекомоподобными бронекостюмами они могут исключительно бесконтактно.
    Непосредственный контакт пилота VF-21 Omega с аппаратурой мыслеуправления осуществляется при помощи особого шлема, выглядящего, впрочем, не слишком-то удобным в обращении и довольно громоздким по сравнению как с аналогичными конструкциями в вышеупомянутых сериалах, так и с подобными устройствами в иных фантастических произведениях, например, сравнительно с "эмканами" у Василия Васильевича Головачёва. Горящий изумрудным огнём щелевидный "глаз" над бровями неожиданно сделал Галда Гоа Боумена похожим на… Сатану, который, помнится, по легенде тоже носил во лбу зелёный камень.

    

    Необходимо отметить, что VF-21 Omega управляется не мыслями пилота непосредственно и, уж тем более не малопонятной "духовной энергией", как это сделал, к примеру, продюсер компании Red, молодой сценарист и (страшно представить) поэт Yuji Hiroi, придумавший для своей серии игр "Sakura Taisen" (приставки Sega Saturn и Sega Dreamcast) "духовный" боевой костюм на… паровой тяге Spirit Armor, а, всего лишь считывает и расшифровывает двигательные импульсы, направляемые мозгом периферической нервной системе, копируя движения лётчика и становясь, таким образом, как бы его вторым, "внешним телом". Это совершенно ясно из описания BDS в фильме, показанных характера и принципа её работы и даже из полного названия - brainwave control system, то есть - "система управления посредством мозговых волн". По своей идее подобное управление почти идентично принципу биороида из "Super Dimension Cavalry: Southern Cross". Единственное отличие в том, что, если у биороида мыслеуправление работало только "на выход", а сигналы, приходящие от сенсоров машины, выводились в виде изображения на треугольный экран перед пилотом, то BDS "Омеги" - это устройство не только вывода, но и ввода. Внешняя информация поступает непосредственно на нейроны зрительных центров лётчика минуя глаза при помощи пары тонких контактов, касающихся кожи в области глазного нерва и реализуется в форме "виртуальной реальности" с трёхмерной цветной анимацией, напоминающей графику компьютерных игр. Это, впрочем, не исключало параллельного использования глаз по прямому назначению. Что интересно, передаваться могли не только изображение и звук, но, по видимому, и тактильные ощущения - Галд схватился за собственное предплечье, когда во время испытаний Изаму задел наплечник баттроида VF-21 очередью красящих шариков. С помощью BDS Галд Боумен мог управлять движениями VF-21 Omega так же естественно, как своим телом. Единственным, но серьёзным минусом вышеописанной системы была её нестабильность - при любом отклонении биологических ритмов мозга от заданных параметров (например, при сильном стрессе) сия сложная аппаратура попросту "вылетала" из режима и отключалась, поскольку, судя по научным отступлениям в фильме, непосредственно двигательные импульсы считывались с нервной системы и расшифровывались по электромагнитным биоритмам верхней коры головного мозга. В связи с этой неприятной особенностью параллельно с мыслеуправлением в кабине VF-21 располагалась также система обычного ручного управления и несколько голографических экранов с причудливыми, плавно изогнутыми и "зализанными" очертаниями, обеспечивающих лётчику "круговой обзор" обеих полусфер и аналогичных по своим функциям трём нижним экранам у VF-19 alpha. Конечно, в данной ситуации намного удобнее было бы считывать мысли не по "мозговым волнам", а непосредственно по так называемому "эффекту Кирлиан" (ауре), но, видимо, в "Macross Plus" технология UN Space ещё не доросла до возможности создания подобных устройств (да и самому этому явлению как таковому, несмотря на несколько десятилетий, прошедших с момента его открытия, до сих пор нет никакого сколько нибудь научного объяснения).
    Комментарий: Зато в "Macross 7" этот эффект представлен весьма широко. Там даже существуют особые, разработанные и созданные учёным и врачом Гэджетом М. Чибой (Gadget M. Chiba) и надеваемые на тело на подобие жилета, основанные на "метрически-причинном" принципе работы, преобразователи "духовной энергии" ("spiritia") с эффекторами на плечах, способные усиливать её и даже проявлять "кирлиановские" свечения, делая их видимыми невооружённым глазом. Правда, сей эффект тут используется совсем не для управления истребителями, а, так сказать, "по прямому назначению" - в качестве "духовного оружия" - Седьмой Колонизационный Флот "Новый Макросс" столкнулся в центре Галактики с противником, одолеть которого материальными средствами оказалось невозможно в принципе. Следует отметить, что у VF-21 Omega подобной машинерии быть не может вообще вследствие принципиальной разницы между самими "концепциями мироздания" в рассматриваемых фильмах. Если в "Macross Plus" подход к такой сложной психологической и философской категории как "сознание" по определению совершенно материалистический, то в "Macross 7" он, напротив, совершенно мистический. Автор не будет здесь углубляться в обсуждение того, какая из этих противоположенных парадигм ему ближе и какой из них он более симпатизирует как по причине своего намерения писать отдельный материал, посвящённый "Macross 7", так и из-за боязни слишком серьёзно и надолго отклониться от темы FAQ...
    Сам пилот помещается в особом кресле, более напоминающем космический ложемент и напичканном сложной аппаратурой. Голова лётчика жёстко закреплена, дабы обеспечить надёжный контакт cенсорного шлема BDS с компьютером VF-21 Omega, который, если судить по отходящим от кресла толстым пучкам разноцветных световодов, работает на оптическом принципе. Остается только добавить, что для управления VF-4 Lighnihg III (этот истребитель можно увидеть в действии в тридцатиминутном фильме "Macross Flashback 2012 ", в оригинальном "Macross " и "Do You Remember Love " он появляется только в качестве модельки-игрушки) тоже требовался нестандартный и высокотехнологичный пилотский костюм, разработанный специально для полётов на этой машине. В определённом смысле "Омегу" можно считать своего рода продолжением идей и технологических принципов, заложенных в "Молнию".
    Хотелось бы добавить, что идея BDS не является чистой фантазией. В принципе возможно реализовать непосредственный ввод сигналов мозга в систему управления истребителем и соответствующие исследования в настоящее время уже ведутся. Так, в Лос-Аламосской Национальной лаборатории Вооружений (США) в качестве перспективной экипировки солдата будущего разрабатывается костюм-робот, который, как ожидается, повысит мобильность пехотинца на местности, даст возможность носить более тяжёлое оружие и обеспечит защиту от различных поражающих факторов, в том числе от пуль, осколков, радиоактивных излучений, химического и биологического оружия.
    Для управления костюмом-роботом предполагается использовать биотоки головного мозга, которые сопровождаются магнитными сигналами (магнитное поле не экранируется и не искажается костями черепа), могущими служить для подачи одетым в такой костюм человеком мысленных команд, например, об изменении режима ходьбы. Для восприятия по биотокам сигналов-команд разрабатываются специальные высокочувствительные датчики, малые размеры которых позволят размещать их в шлеме или каске. Как одну из самых сложных проблем специалисты рассматривают расшифровку мысленных команд по магнитным полям, создаваемым биотоками головного мозга. Одни и те же мысленные команды бывают разными у разных людей, могут варьироваться с изменением самочувствия, и в связи с этим потребуется индивидуальная настройка костюма-робота для каждого солдата.
    Что же касается управления непосредственно "мозговыми волнами", или, скажем, возможности передачи эмоциональных ощущений по длинноволновому лазерному лучу, как это происходило между Шэрон и Мьюнг, то здесь ситуация ещё сложнее.

    

    Когда в начале 1970-х были опубликованы результаты американских опытов по телепатической передаче информации, знаменитый "в узких кругах широкой общественности" конструктор боевых ракет почти всех типов, создатель переносных зенитных комплексов "Игла" и "Игла-2", самого популярного в мире ПТРК "Малютка" и ещё многого другого Сергей Павлович Непобедимый (фамилия такая) поддержал аналогичные исследования в нашей стране. Экспериментаторы убедились: возможно, но практическое применение - не близкое будущее…
    Маскировочная система:
    VF-21 Omega располагает активной "плазменной" системой снижения радарной видимости, конструктивно не отличающейся от подобной системы у VF-19 alpha (подробнее - см. раздел "VF-19 alpha").
    Двигатели:
    Помимо BDS, ещё одним принципиальным новшеством, направленным на повышение боевых качеств истребителя VF-21, стало применение на нём двух четырёхрежимных мельтланских двигателей с поворотными соплами "трёхлепестковой" формы, обеспечивающими возможность управления вектором тяги (аналогичные сопла являются особенностью и специального проекта исследовательской группы флота "Macross 7" - "музыкальной" spiritia-"Валькирии" VF-11D Custom "Jamming Bird", но в линии "Macross Plus" она не появляется).

    

    Такая конструкция двигателей позволяет добиться очень хорошей управляемости, так как даже небольшое отклонение поворотного сопла в продольной плоскости приводит к возникновению значительного поворачивающего момента, а осевая составляющая тяги двигателей при этом почти не уменьшается. Управление вектором тяги позволяет легко маневрировать на предельно малых скоростях, когда обычные аэродинамические рули становятся неэффективными.
    Как уже упоминалось выше, помимо штатного режима работы двигатели VF-21 Omega имеют ещё три дополнительных. В первый режим они переходят, когда машина принимает роботоподобную форму, а второй - это режим кратковременного гиперускорения, перед переходом в который самолёт меняет свою аэродинамическую геометрию, а третий, который показан только в "Macross Plus: Movie Edition " - вообще нештатный, активируемый лишь в исключительных случаях. При вхождении в него "Омега" приобретает способность сражаться и маневрировать на чудовищных скоростях, однако долго самолёт в подобную нагрузку выдержать не может - начинает разрушаться.
    Остаётся только добавить, что при наличии на фюзеляже соответствующего модуля, который, к слову, значительно длиннее, выполнен практически из прозрачного материала и выглядит несколько иначе, чем у "Альфы", "Омега" может в случае необходимости "свернуться" в гиперпространство. Непосредственно в "Плюсе" именно подобная конструкция на VF-21 нигде не показана, но если cледовать версии событий, изложенной в "Macross 7", то эта система свёртывания, изначально разработанная для VF-17 Nightmare, была вполне совместима с VF-22S Sturmvogel II "Blue Gazer", который во многом аналогичен "Омеге".

    

    Впрочем, как следует отметить, в "Макроссе Семь" имеется некоторое количество хорошо заметных для внимательного взгляда явных нестыковок с линией "Плюса", что, однако, вполне естественно и объяснимо.
    Комплекс вооружений:
    Основной оружейный VF-21 комплекс состоит из двух коротковолновых гамма- или рентгеновских лазеров, размещённых в основании крыльев при файтер-модификации и полностью идентичных вышеописанным лазерам у VF-19 alpha, ручной пушки Howard/General Dynamics GV-17L и четырёх залповых ракетных кассет, содержащих солидный запас небольших снарядов с инфракрасным наведением.
    Большинство "Валькирий" были вооружены для высокоманевренного боя и сражений в режиме "battroid" пушками, основанными на кинетическом принципе метания снаряда - как правило, различными модификациями малокалиберных скорострельных автоматов с ротационной (вращательной) системой принудительного охлаждения блока из нескольких стволов. И только две модели: VF-4 Lightning III и VF-21 Omega (плюс, естественно, её аналог в "Macross 7" VF-22S Sturmvogel II) имели в качестве своего основного оружия ближней атаки не кинетические, а энергетические "автоматы". Лазерная пушка Howard/General Dynamics GV-17L - ручное оружие "Омеги" - напоминает тёмно-синюю угловатую призму прямоугольного сечения сильно сужающуюся к дульному срезу и стреляет с высокой скорострельностью очередями коротких импульсов, генерируя в момент выстрела зеленоватый луч. Из центрального верхнего сегмента фюзеляжа вырастает жёстко зафиксированное короткое лазерное орудие швейцарского производства Oerlikon AAB-7, направленное вверх и назад относительно сегмента - голова как таковая у VF-21 отсутствует, её роль фактически и играет вышеописанная средняя часть фюзеляжа, остающаяся неподвижной при трансформации самолёта. В конфигурации робота на тыльной стороне запястий VF-21 Omega закреплены широкие, угловатые мини-щиты, которые при форме "файтера" выполняют функции вертикального оперения. Эти щиты способны генерировать собственные "булавочные барьеры" (pin-point barrier) или PPV. Причём, это не просто два-три небольших ярких, светло-золотистых выпуклых круга на щите, как у VF-19 Excalibur в "Макроссе 7" (вышеупомянутые, правда, можно переместить со щита в любую точку на роботе как вместе, так и каждый круг по отдельности, или сконцентрировать на кулаке и использовать в качестве "энергетического кастета"), а полноценные плоские энергетические образования в форме слегка вытянутого эллипса, причём в полтора-два раза большие по длине, чем порождающие их щиты, и закрывающие, таким образом, не только сам небольшой мини-щит, но и всю руку "mecha" от кончиков пальцев и до локтя. В "Macross Plus OVA" этого не показано, но в "Macross Plus: Movie Edition" есть эпизод, когда Галд создал два красивых, серебристо-жемчужного цвета, "булавочных барьера" на запястьях VF-21 и закрываясь ими, словно боксёр руками на ринге, пытался отразить лучевые атаки "Призрака". В момент контакта с таким полем луч преломляется (хотя большинство "булавочных барьеров" поглощают внешнее воздействие, а не отклоняют его), порождая вторичные эффекты в виде расходящихся кольцевых энергетических разрядов золотистого оттенка, напоминающих круги на воде и... гулкого звона, будто бы это пуля рикошетирует от первосортной броневой плиты. Однако, как показали дальнейшие события, подобная защита обладает рядом существенных ограничений, связанных не только с тем, что Valkyrie в силу чисто технических характеристик силовой установки тяжело генерировать и поддерживать существование полноценной энергетической защиты, но и в связи с физическими свойствами "булавочного барьера", имеющего особенность "срабатываться" и разрушаться, если уровень поступающей извне энергии превышает некое критическое значение (так, в десятой серии "Robotech'a" - "Blind Game" Кайрон прорвал поле и прострелил радарную башню SDF-1 единственным выстрелом из носового плазменного орудия своего крейсера, несмотря на то, что все три зелёных пятна барьера были сведены в одну точку на пути разряда), и, как следствие, выдержав шесть-семь лазерных залпов "Призрака" силовые щиты "Омеги" взорвались с большой разрушительной силой. Возможно однако, хотя и маловероятно, что энергозащита VF-21 - это даже и не pin-point barrier, а какое-нибудь новое поле совершенно самостоятельной природы...
    Иногда поверх мини-щитов могут быть дополнительно установлены ракетные контейнеры "угловато-кристаллических" очертаний.
     Наличие второго, запасного автомата на внутренней подвеске под днишем (которая сконструирована таким образом, что оба лазера при конфигурации "файтера" располагаются симметрично вдоль продольной оси машины) позволяет VF-21 Omega в исключительных случаях, преобразовавшись в "battroid", вести огонь подобно киношным ганфайтерам - "с обеих рук" одновременно (реальные ганфайтеры Дикого Запада, между прочим, никогда так из своих длинноствольных "peacemaker'ов" не стреляли - при таком способе ведения огня кучность боя катастрофически снижается, со всеми вытекающими отсюда фатальными для стрелка последствиями). Но в данном случае следует учесть, что орудия не кинетические, а световые и их импульс отдачи сравнительно мал, поскольку даже в случае распостранения однонаправленного и монохромного (каковым и является лазерный луч) излучения в вакууме, где, как известно, скорость света - фундаментальная величина, т.
е. мировая константа (а чем выше скорость волн в среде, тем больше отдача) импульс самого излучателя составит всего 0,3 грамма на один мегаватт (МВт) излучаемой мощности. Это обстоятельство снимает проблему "заваливания" машины в воздухе, как это происходило, скажем, во времена Великой Отечественной Войны с тяжёлым бомбардировщиком Мясищева, когда он открывал огонь по немецким истребителям сразу из всего бортового оружия и как это неминуемо произошло бы с любым другим Valkyrie, вздумай вдруг его пилот пострелять из двух "gunpod'ов" сразу...
    Особое примечание для "особо въедливых": Допускаю, что найдутся те, кому замечание о наличии отдачи у светового луча покажется очень
странным и даже, возможно, безграмотным и они бросятся объяснять автору, почему "лазер вообще отдачи не имеет и иметь не может в принципе". Таковых я сразу предупреждаю - вышеприведённый вывод на самом деле является достаточно обоснованным (хотя на все письма с подобными претензиями я постараюсь, по возможности, ответить и объяснить, как и откуда возник этот вывод).
   :  Автор, в свою очередь, сразу приносит перед понимающими людьми свои извинения за разжёвывание здесь элементарных вещёй, но как показал его личный печальный опыт с "Macross 7 ", зачастую оказываются непонятыми самые простые, казалось бы, аспекты, даже если они "прописаны" в фильме совершенно "открытым текстом". К тому же, как уже показала практика, почему-то именно второстепенные замечания и комментарии обращают на себя наибольшее внимание и вызывают яростное раздражение и непонимание.
    Отличается ли VF-21 Omega от своих аналогов в "Macross 7"?
    Отличается. И довольно существенно.
    Первое, что бросается в глаза - это различие в конструкции сенсорной системы на голове баттроида у обоих истребителей.
     Если VF-22S Sturmvogel II имеет горизонтальный светло-оранжевый "глаз" в виде сильно вытянутого, обращённого вершиной вниз алого треугольника, как у Quimeliquola Queadluun-Rau (прямо над которым в самом центре лба расположен второй крошечный, круглый "глазок"), то у VF-21 Omega конструкция "глаза" совершенно иная - в центре лицевой части головы сверкает небольшой и сложный рубиновый сенсор в форме драгоценного камня, чуть выше и по сторонам от него располагается ещё пара совсем маленьких, перевёрнутых треугольничков лимонного цвета и такой же, только трапециевидной формы "глаз" блестит прямо на лбу.

    

    Второе - это принципиально различная конструкция пилотской кабины у обоих образцов. VF-22S вместо стандартного фонаря имеет оригинальное остекление, выполненное в виде двух закреплённых в жёстком броневом каркасе, ориентированных вдоль продольной оси самолета янтарных полусферических блистеров - малого переднего и более крупного заднего, которые придают VF-22S Sturmvogel II очевидное сходство с российскими вертолётами Ми-24 и Ми-28Н, и ещё двух маленьких трапециевидных блистеров по бокам кабины. При конфигурации робота все они закрываются фигурной, "двугорбой" бронепанелью из тёмного металла, повторяющей сложную форму кабины.

    

    В то же время при взгляде на кабину пилота у VF-21 Omega приходят на ум ассоциации с технологиями боевых машин зенторади и инженерными решениями оружейников Варауты I. Какой либо колпак или фонарь здесь отсутствуют, за исключением совсем небольшого круглого, выпуклого, напоминающего "глаз", блистера, расположенного аккурат над головой пилота на гладком, изогнутом бронещите, который и заменяет VF-21 традиционное остекление, при этом установлен заподлицо с фюзеляжем и, являясь как бы его продолжением, идеально вписывается в "аэродинамический силуэт" истребителя. Пилотское кресло у "Омеги" словно утоплено в глубине корпуса, а чуть ближе к носу, по сторонам бронещита тускло поблёскивают ещё два маленьких, тёмных, бронированных окошка, своей формой напоминающие наконечники копий. Вдобавок, в режиме "battroid'a" всё это, и без того достаточно "аскетичное" остекление закрывалось глухими металлическими шторками, точно так же, как передний сенсор у зенторадианского "Regult'a", когда тот бездействовал.
    Однако главное отличие не снаружи, а внутри - в принципе управления. В "Макроссе Семь" на вооружении сил UN Space не состоят системы мыслеуправления какого-либо типа, и поэтому на VF-22S Sturmvogel II вместо BDS стоит обычная "кнопочно-рычажная" система управления, заимствованная у Quimeliquola Queadluun-Rau с некоторыми улучшениями и "экранным" способом вывода информации к пилоту. Пилот обычно одевается в экспериментальный противоперегрузочный и противоинерционный комбинезон, разработанный эксклюзивно для VF-22S и располагает особым HMD-шлемом, позволяющим выводить видеокартинку на нашлемный монитор в отдельной прямоугольной рамке, обеспечивая лётчика дополнительной информацией. Мягкий комбинезон имеет обычно голубую или иссиня-чёрную окраску и своим дизайном напоминает яркий, лимонный костюм Галда. Подобной экипировкой сине-голубого цвета, в которую входил и золотисто-сиренево-белый, с очень широкими, закруглёнными "щеками", HMD-шлем странноватого вида, располагал, для примера, Максимиллиан Джениус в финале "Macross 7". BDS в "Macross 7" (на некоторых "спец модификациях" "Валькирий") заменяет весьма оригинальная "струнно-музыкальная" система управления путём игры на струнных инструментах, в частности - на гитаре… Пилот перебирает пальцами не кнопки, а струны и способен управлять истребителем, или сражаться, одновременно играя музыку. Занятно, что конструкция кабины изнутри и, вообще, весь её внутренний вид у "двадцать первой" и "двадцать второй" отличаются весьма заметно и даже кардинально (но это только в форме истребителя - в виде "battroid" они, напротив, становятся довольно схожи). Пилотское кресло, против ожиданий, отличается сравнительно незначительно. В случае VF-22S Sturmvogel II на плечи лётчика ложаться две изогнутые металлические пластины-фиксатора, которые, опять же, вызывают прямые ассоциации с технологией Quimeliquola Queadluun-Rau, a HMD-шлем напрямую подключается к креслу через специальные разъёмы на затыльнике (хотя он и не закрепляется в конструкции столь же жёстко, как у VF-21 - пилот сохраняет способность поворачивать голову в любую сторону). Аналогично системе VF-21 к спинке ложемента VF-22S с двух сторон оказываются подведены внушительные связки тройных белых энерговодов, которых здесь даже больше, чем в "Омеге" и пара толстых кабелей. Все эти провода имеют белый цвет, опускаются вниз вдоль спинки и не так заметны, как у "двадцать первой", но, когда истребитель принимает вид робота, они поднимаются вверх и становятся прекрасно видны. Однако, даже при наличии такой сложной механики для управления VF-22S Sturmvogel II не требуется в обязательном порядке особый спецкостюм, как это было в случае VF-21 Omega - в заключительной серии "Macross 7" Мирия сражается на этой машине, будучи одетой в обычный красно-белый, предназначенный для VF-1 комбинезон и такой же шлем.
    Заметна
разница и во внешнем виде нижних конечностей, голеней у двух сравнимаемых "variable fighters". Ноги VF-21 Omega более напоминают ноги его "прародителя", зато VF-22S Sturmvogel II имеет заметно и существенно усиленную конструкцию коленного сустава. Интересно отметить, что помимо основных двигателей на спине VF-22S располагает ещё двумя дополнительными соплами в ногах, позволяющими "гервалку" или "баттроиду" резко тормозить и зависать в воздухе. Причём, эти дополнительные ускорители находятся не непосредственно в ступнях, как у всех прочих Valkyrie, а встроены в нижнюю часть голеностопа сзади - "фирменный стиль", унаследованный от прародителя-бронекостюма. Есть ли эти, предназначенные для сложных манёвров, реактивные ускорители у VF-21 сказать трудно - в "Плюсе" нет ни единого кадра, где было бы показано их использование, как нет и указаний на отсутствие подобных установок у "двадцать первой". Но, во всяком случае, конструкция задней части ног у "Омеги" и "Blue Gazer" выглядит абсолютно одинаковой, поэтому - они у VF-21 скорее есть, чем нет. Отличий в дизайне стоп либо нет, либо они столь малозначительны, что я не смог их разглядеть.
    На сайте Egan Loo's Macross Compendium написано, якобы на VF-22S Sturmvogel II установлены не лазеры, как в случае VF-21, а орудия, стреляющие сфокусированными высокоэнергетическими разрядами, но нигде более эта информация не подтверждается. В свою очередь, у меня возникло серьёзное подозрение, что VF-22S оснащён в качестве своего основного оружия вовсе не лазерным, как VF-21 Omega, а обыкновенным кинетическим орудием, хотя и необычного дизайна. Ближе к концу сорок четвёртой серии "Macross 7", когда Максимиллиан Джениус практически в упор расстреливает в ледяных пещерах Варауты подступающие к нему Az-130 Panzerzorene, отчётливо видно ярко-жёлтое дульное пламя, трёхлучевой "звездой" вырывающееся из ствола "gunpod'a", а отнюдь не световой импульс. К тому же, когда в этой пушке кончаются заряды, она несколько раз издаёт характерный звук вхолостую клацающих деталей затвора и механизма.

   Аэрокосмический истребитель VF-11C Thunder Bolt

    

    Как бы ни были хороши VF-19A alpha и VF-21 Omega, но, всё же, по сочетанию универсальности, массовости, себестоимости и отработанности технологий в производстве встать рядом с VF-11C Thunder Bolt ("Громовая Стрела") они не способны. Именно "Громовая Стрела", а не "Альфа" с "Омегой", является основным боевым истребителем в силах Объединённых Наций. Даже в "Macross 7" количество новых "Валькирий" четвёртого поколения исчислялось считанными единицами и никакой особой "погоды" в сражениях с силами Варауты I, которые оснащались тяжело вооружёнными, трансформируемыми истребителями Az-130A Panzerzorene, Fz-109A/F Elgerzorene и бомбардировщиками FBz-99G Saubergeran, они сделать не могли. (Впрочем, в "Macross Dynamite 7" новых машин уже чуть больше…) К тому же, этот самолёт спроектирован по модульной схеме, допускающей чрезвычайно лёгкую модификацию и модернизацию в весьма широких пределах и позволяющей "довести" его до уровня возможностей и эффективности VF-19A и VF-21, делая VF-11C Thunder Bolt поистине универсальным оружием.
    Паоло Заго на своей странице "VALKYRIE Power Page" пишет, что VF-11C "Громовая Стрела" - это глубокая модернизация VF-4 Lightning III. Такого быть не может, поскольку все варианты VF-11 используют "классическую" трансформацию (см. "Схемы и типы трансформации"), как VF-1 и VF-21 Omega, а VF-4 "Молния III" трансформируется совсем иначе, подобно серии VF-19.
    По своей аэродинамической схеме VF-11C Thunder Bolt - триплан с передним горизонтальным оперением (ПГО). Примечание: в реальности на сегодняшний день, данный вариант компоновки является уникальным "фирменным" конструкторским решением ОКБ Сухого и не применяется больше нигде в мире, кроме как на самолётах, созданных ОКБ Сухого! Вертикальное оперение у VF-11C двухкилевое с рулями направления.
    Органы управления VF-11C Thunder Bolt:
    На "Громовой Стреле" установлена обыкновенная система "кнопочно-рычажного" ручного управления, возможно отображение цифровых эффектов на стекле блистера кабины.
    Маскировочная система:
    Отсутствует.
    Двигатели:
    VF-11C Thunder Bolt - это истребитель в основном рассчитанный именно на достижение максимально возможной скорости. В отличие от всех прочих "Валькирий" у него не два и не четыре, а целых шесть двигателей! Два основных двигателя, отличающиеся щелевидными соплами в виде узких и очень длинных - длинней, чем такие же у VF-19A, горизонтальных прямоугольников, установлены традиционно - внутри корпуса машины, и ещё четыре располагаются в двух удлинённых, коробчатых блоках над фюзеляжем, по паре двигателей в каждой "коробке". В случае аварии, или иной необходимости, эти дополнительные модули могут быть отделены. Конечно же, подобные установки имеют и остальные VF, начиная с VF-1, но все они располагают данными дополнениями только опционально, и лишь VF-11C несёт на себе эти ускорители в обязательном порядке, при штатной комплектации.
    Исключение составляет модификация VF-11B, у которой всего четыре двигателя, расположенные не квадратом, а косым ромбом - пара стандартных внутренних двигателей и два ракетоподобных, цилиндроконической формы, ускорителя - один сверху фюзеляжа и ещё один подвешен под днищем.

    

    Эти, похожие на твердотопливные, ракеты способны обеспечить VF-11B кратковременное высокое ускорение, достаточное чтобы, скажем, самолёт сумел уйти от скоростных ракет. В таком режиме VF-11B лишь незначительно уступает по скорости VF-21 Omega.
    Модульная схема самолёта позволяет легко варьировать тип и количество двигателей в зависимости от конкретных задач. В сорок четвёртой серии "Macross 7 " появляются VF-11 оснащённые двумя новыми, мощными, унифицироваными с VF-19F/S Excalibur, ускорителями в аэродинамически-обтекаемых корпусах взамен традиционных угловатых.
    Комплекс вооружений:
    VF-11C "Громовая Стрела" имеет в наличии обширный арсенал различного оружия, которое вполне отвечает всем требованиям как космического, так и "атмосферного" боя. При равных по умолчанию условиях, Thunder Bolt значительно превосходит в реальной битве аэрокосмический боевой костюм класса Renegade ("Ренегат"). Так, в схватке в астероидном поясе Изаму Алва Дайсон на своём VF-11C без сколько-нибудь существенного ущерба для себя ухитрился уничтожить аж целых восемь "Ренегатов"! (Правда, остаётся абсолютно неизвестно, кто эти костюмы разрабатывал и выпускал, поэтому возникают некоторые закономерные сомнения по поводу компетентности их конструкторов и должного качества изготовления…)
    Боевой "джентльменский набор" VF-11C Thunder Bolt - это, прежде всего, ручная ротационная пушка Howard GU-16, четыре, начинённые ракетами, внутренние кассеты залпового огня и ещё по одной кассете встроено в носовую часть вытянутых двигательных модулей на фюзеляже (аналогично усиленной огневой системе у VF-1 "Super Valkyrie" в "Macross" и "Macross: DYRL").
    Калибр шестиствольного, с ротационным охлаждением стволов, автомата Howard GU-16 уменьшен по сравнению с ручным оружием VF-1 Valkyrie - пушкой Howard GU-11 с пятидесяти пяти до тридцати миллиметров, однако, благодаря возросшему вдвое темпу стрельбы и улучшеной кучности боя 30-миллимертовый GU-16 по эффективности полностью эквивалентен 55-миллиметровому GU-11. Необычным дополнением к Howard GU-16 можно считать наличие у него "бронебойного" складного кинжального штыка для ближнего рукопашного боя, идея и конструкция которого полностью позаимствованы у СКС (самозарядного карабина Симонова).

    

    На голове "баттроида", или в центре верхней стороны корпуса "файтера" "Громовой Стрелы" виднеется тонкий ствол лазера Mauler ROV-20. К левому наручу приторочен весьма широкий и длинный - с руку длиной, щит листовидной формы, составленный из отдельных сегментов.
    Отличается ли VF-11C Thunder Bolt от своих аналогов в "Macross 7"?
    Как ни странно, я не заметил практически никаких принципиальных отличий между VF-11C Thunder Bolt в "Macross Plus" и "Macross 7". В обоих сериалах VF-11C (здесь речь идёт именно о данной конкретной модификации) почти тождественны друг другу, но, следует, однако, отметить также то, что вышесказанное касается исключительно модели С, при этом в "Макроссе Семь" появляются и иные варианты VF-11 (например - Full Armored VF-11C, оснащённый потрясающим комплексом дополнительного вооружения, VF-11D Custom "Jamming Bird", оборудованный двумя навесными модулями, состоящими из ускорителей с "трёхлепестковыми" соплами и "музыкально-звуковых" spiritia-пушек вдобавок к PPV-системе "булавочного барьера", и VF-11 MAXL - это машина Миленки Джениус), которые нельзя увидеть в "Макросс Плюс".
    Ранний прототип VF-11C, придуманный Кавамори в рамках модельной серии "Advanced Valkyrie" носил название VF-X-11.  >>>