Назад к основной странице
<<< Назад |  Оглавление  | Вперед >>>

   MACROSS PLUS FAQ

     Нижеизложенный материал подготовлен с использованием сайтов - Egan Loo's Macross Compendium, Macross Milcomnet, The Ultimate Genesis Climber MOSPEADA Home Page, Macross Plus Area Seven, Macross World Site, Macross Official Homepage (www.macross.co.jp), Paolo Zago VALKYRIE Power Page, Peter Walker The Unofficial Robotech Reference Guide (он же Robotech Technical Files), Rob Morgenstern's SDC Southern Cross Universe, а также на основе ряда неформальных источников и личных впечатлениях автора от фильма Macross Plus. Все приведённые в тексте суждения и мысли являются ИМХО.

     Автор: Стародуб Юрий.

     MACROSS PLUS

     (психологическая драма).

     Первые мои впечатления от просмотренного фильма "Macross Plus" (качество записи на кассете, купленной на великой и могучей Горбушке, оставляло, правда желать много лучшего) были… как бы это сказать… не вполне однозначными.
     Фильм мне понравился, я оценил его достоинства и заложенный в нём "мессинж", однако, некоторые выводы, к которым я пришёл после первого же, чисто ознакомительного просмотра (потом я пересматривал "Macross Plus" ещё три раза) могут показаться некоторым фэнам "Макросса" весьма парадоксальными, вызвать удивление и даже, возможно, возмущение и жгучее желание поспорить с автором.
     Первое, что мне бросилось в глаза - почему почти все решили, что "Macross Plus" является продолжением именно ОСНОВНОЙ линии "SDF Macross" (Cho Jiku Yosai Macross) а не "альтернативной" линии "Macross: Do You Remember Love?" (Ai Oboete Imasu ka?)? По моим впечатлениям "Macross Plus" примыкает вовсе не к "основной" линии: Macross - Macross Flashback 2012 - Macross 7, а как раз к "альтернативной": Macross: DYRL - Macross Flashback 2012(это общее звено) - Macross II: Lovers Again. Между прочим, то же самое написано на сайте Macross Plus Area Seven, но пришёл к этим выводам до того, как нашёл сию страницу. Однако, помнится, я обещал, АРГУМЕНТИРОВАНО ДОКАЗАТЬ эту точку зрения, что сейчас и попытаюсь сделать.

     
     Первое, что навело меня на мысль о связи "Macross Plus" именно с "DYRL" был внешний вид крепости SDF-1 Macross, как она показана в фильме. Люди, которые смотрели все части и ответвления саги "Macross" приглядываясь к мелким деталям (а малозначительных деталей не существует, как доказал Шерлок Холмс), наверное заметили - конструкция SDF-1 в "DYRL" несколько отличается от аналогичной в оригинальном "Макроссе"… В частности, если в "Макроссе" к космической крепости в качестве "рук" пристыкованы длинные и узкие морские авианосцы "Daedalus" и "Prometheus" (интересно - как они функционировали в открытом космосе?), то в "DYRL" вместо них две более широких и коротких космических платформы типа "ARMD" (весьма вероятно, что под теми же названиями - я "DYRL", к сожалению, не смотрел), что, конечно же, более логично. К тому же, вырастающие из плечей корабля спаренные плазменные орудия ЗНАЧИТЕЛЬНО длинней, чем они же в многосерийной версии, а эффекторы орудия "главного калибра" напротив, несколько укорочены.

     
     Так вот - облик SDF-1 в "Plus" В ТОЧНОСТИ повторяет её дизайн в "DYRL"!
     Но окончательно отнести "Macross Plus" к "DYRL" меня заставила… сцена полигонных испытаний VF-19 "Альфа" и VF-21 "Омега"! Там есть момент, когда Изаму и Галд расстреливают шариками с разноцветной краской три тёмно-синих экзоскелетных зенторадианских боевых костюма Flemenmik Nousjadeul-Ger и один белый VF-1А. Именно внешний вид этих костюмов поставил последнюю точку в вопросе - продолжением чего является "Macross Plus" - основной линии "Макросса" или "DYRL"? Дело в том, что техника в "Помнишь ли ты любовь?", несмотря на схожесть, выглядит слегка по-иному, чем аналогичная в "SDF Macross". В частности, Flemenmik Nousjadeul-Ger'ы отличаются от той модели, которую использовал Quamzin Kravshera в одной из заключительных серий "Макросса" наличием причудливо изогнутого сенсорного "глаза" на шлеме, изменённым дизайном наплечной плазменной пушки и ещё рядом мелких деталей. Так вот, бронекостюмы, энергично заляпываемые красочными брызгами пластиковых шариков Галда и Изаму, были именно "DYRL-модификацией", а отнюдь не базовой макроссовской моделью.

     
     Кое-кто может, конечно, возразить, дескать - в "Плюсе" используется меха-дизайн "Макросса 7", но это не является доказательством их прямой связи как и того, что "Macross Plus" это "предыстория" "Macross 7", поскольку, точно также меха-дизайн первого "Макросса" был с некоторыми изменениями использован в "Помнишь ли ты любовь?". Подобно тому, как VF-1 в "DYRL" почти совпадает с VF-1 в "SDF Macross" но не идентичен ему, так и VF-19A alpha и VF-21 Omega из "Macross Plus" при весьма похожем внешнем дизайне всё же не совпадают со своими аналогами VF-19F/S Excalibur (Blazer Valkyrie) и VF-22S Sturmvogel II из "Macross 7" и представляют из себя разные машины. Однако к техническим вопросам мы вернёмся чуть ниже, а сейчас хотелось бы поговорить об основной идее и концепции "Макросса Плюс"…

     Основная идея и концепция "MACROSS PLUS"
     Как-то, правда довольно давно, Кавамори Сёудзи обмолвился, что ""Macross" складывается из трёх аспектов: музыки, персонажей и научно-технической составляющей (mechanics)".
     В то же время при внимательном рассмотрении сериала мне было трудно избавиться от впечатления, что всё это - лишь вершина айсберга, элегантная форма, которой должно соответствовать определённое глубокое и до сих пор не до конца понятое содержание (не конца понятое, как минимум, фэнами "Макросса"). И, к слову, это ощущение появилось у меня сразу после просмотра в своё время по каналу "2x2" масиковского сериала "Robotech", когда я и понятия не имел о существовании ещё и японского первоисточника работы Карла Масика…
     Для тех, у кого данный тезис, возможно, вызвал удивление, недоумение или непонимание, постараюсь конкретизировать свою мысль…
     Начать следует с того, что за время существования и развития сериала концепция "Macross" претерпела определённую эволюцию. Сериал задумывался как пародия на "космические оперы", однако, постепенно осерьёзнился, и сначала сам перерос в "серьёзную" "космическую оперу" (насколько "космическая опера" вообще может быть серьёзной в чистом виде), а потом, не остановившись на этом, приобрёл и явные черты антиутопического произведения, так сказать, "фильма-предупреждения".
     В манипуляционной психологии давно известен эффект, который называется "эффектом Эдипа" - путём подбора некоторый малоизвестных фактов можно "выявить" некую несуществующую тенденцию, и, тем самым "запустить" её на самом деле - в человеческой истории можно обнаружить множество событий, которые, не будь они предсказаны, никогда бы не совершились. Однако известен и обратный эффект: некоторые события не состоялись именно потому, что они были до этого предсказаны.
     С учётом этого эффекта была даже создана довольно любопытная теория о самопредотвратившихся антиутопиях. В качестве наиболее яркого примера последователи вышеозначенной концепции обычно приводят "Капитал" Карла Маркса. В конце ХIХ века своей книгой Маркс показал бесчеловечность капиталистической эксплуатации и, исходя из этого, предсказал неизбежность мировой революции. Однако, именно прочитав "Капитал" и посмотрев на результаты коммунистической революции в России, капиталисты ужаснулись возможным последствиям, изменили свои принципы и вынуждены были начать строить более гуманный "капитализм с человеческим лицом". Весь фокус здесь в том, что если бы не Маркс со своим трудом, капиталисты навряд ли сами изменились и тогда мировая революция действительно стала бы неизбежной… Таким образом, "Капитал" "сам себя предотвратил", как, несколько позже "Доктор Стренджлав" Стенли Кубрика предотвратил Третью Мировую Войну…
     Тем не менее, в случае с первым "Макроссом", похоже, придётся с прискорбием признать, что "пациент скорее мёртв, чем жив", проскольку генноинженерные опыты с "человеческим материалом" вряд ли удастся предотвратить - слишком многие силы эти исследования лоббируют, причём, как раз в том направлении, против которого предупреждает сериал
     (Лет семь назад в узкоспециальной научной печати проскользнула серия обличительно-предупреждающих статей одного очень известного немецкого генетика - фамилию не называю по понятным причинам - что, оказывается, знаменитый проект "Геном Человека" направлен совсем не на те цели и задачи, о которых сообщается в открытых СМИ.)
     "Macross Plus", однако, располагается несколько в стороне как от основной линии "SDF Macross", так и от линии "DYRL", которую, вроде бы, продолжает, сильно отличаясь от неё по настроению и атмосфере (это мы более подробно рассмотрим далее). Во всяком случае, мои внутренние психологические ощущения и впечатления от "Плюса" были совсем иными, нежели, скажем, от "Роботека"… Возможно даже, что изначально "Macross Plus" задумывался как совершенно самостоятельная история, не имеющая отношения к концепции "Макросса" (есть у меня такое ощущение). Эти подозрения ещё более усиливаются, когда узнаёшь, что "Macross Plus" то, оказывается, основан на книге
     Необходимо отметить следующее немаловажное обстоятельство. Идея "Macross Plus" зрела в голове Кавамори Сёудзи в течение десяти лет. Первые прикидки, носившие рабочее название "Advanced Valkyrie" родились ещё в 1985 году и первоначально задумывались тогда как простой сиквел "Макросса" на техническую тему, расказывающий всего лишь о новых экспериментальных трансформируемых боевых самолётах "второго поколения", создаваемых и испытываемых в рамках исследовательского проекта, называвшегося изначально просто "Новая" - в "Сверхновую" он превратился позднее.
     "Macross Plus" состоит из нескольких аспектов и смыслов, вложенных один внутрь другого, наподобие матрёшки. Это даже не определённые темы в строгом смысле этого слова, но, скорее, обозначенные мотивы. Один из них связан с особым изображением полёта и, шире, самого неба в фильме. В подавляющем большинстве фильмов про авиацию показывается небо, но шаблонно, исключительно с точки зрения человека, стоящего на земле, то есть как бы "снизу", но данная работа показывает небо так, как будто герои и вместе с ними мы (зрители) летим через это, изображённое действительно обширным, небо, и, если можно так выразиться, бесконечное небо. Этот момент не случаен - Кавамори задался целью нарисовать небо именно в таком контексте…
     Второй мотив показывает трёх главных героев, пытающихся хоть немного возвратить прежние взаимоотношения и ту былую дружбу, которую они потеряли. Этот аспект относительно прост и призван лишь помогать "вести" сюжетную линию и фабулу.
     Однако, чуть глубже сего основного пласта просматривается также тема адекватности человеческой памяти и субъективного восприятия и не только памяти, но также и личного опыта, который у одного из персонажей - Галда, напрямую связан с мотивом взаимоотношений. Эти вещи переплетаются, поднимая вопрос о том, что всякий ограниченный опыт - это действительно относительно.
     Science fiction обычно направлена на изображение некоего "футуристического будущего" (кто читал много фантастики, тот поймёт смысл данной тавтологии) с большей или меньшей степенью абстрактности и научно-технических достижений сего будущего, однако "Macross Plus" не укладывается в подобную схему, являясь с этой точки зрения произведением скорее полуфантастическим, или фантастическим условно, представляя собой скорее своеобразное "расширение" настоящего, нежели построение определённого искусственного мира будущего.
     По этой причине, почти всё, что мы видим в "Macross Plus" несмотря на время действия - 2040 год, выглядит вполне оригинально, более жизненно и современно в отличие от тех стандартных "футуристических", банальных и избитых наборов понятий, художественных средств и интерьеров, с помощью которых обычно пытаются передать облик будущего.
     Обычно конкретные даты в фантастических произведениях подбираются авторами "на удачу", полагаюсь лишь на интуицию, авторское видение мироздания и собственное представление о здравом смысле, однако здесь установка на 2040-й год не возникла случайным образом, поскольку, по мнению Кавамори Сёудзи - Шэрон уже могла бы быть реально создана в этот период.
     (Суждение, однако, по моему мнению, более чем спорное. Не знаю насколько Кавамори Сёудзи компетентен в области вычислительных и информационных технологий, но я мог бы с ним поспорить по последнему вопросу на правах человека, который занимается проблемами новейших компьютерных разработок и "искусственного интеллекта" более или менее профессионально…).
     Несколько лет назад Кавамори уже пытался создавать сюжеты, пробующие вообразить как будет выглядеть мир в 2040-ом году, но на сей раз он решил остановиться на концепции медленно умирающей Земли с минимальными темпами технологического прогресса. "Macross Plus" - это, по сути, почти современная, нефантастическая история, лишь пропущенная через призму science fiction
     И здесь, как мне кажется, не в явном виде, но проскальзывает одно из определяющих ощущений современных цивилизации и культуры - ощущение прощания со сциентистским мифом, т. е. с господствующей весь девятнадцатый и почти весь двадцатый век верой во всемогущество науки, мифом о научно-техническом прогрессе и "устойчивом" "восходящем" развитии человечества.
     Рядом "философов от технологии" была даже разработана целая стройная концепция, согласно которой "наше стремительное движение вперёд в действительности является самым обычным топтанием на месте!" Только топчемся мы по-разному - когда быстрее, когда медленнее, иногда подпрыгиваем, потом приседаем. "И это почему-то гордо именуется прогрессом!" - гневно восклицают сии философы.
     И действительно - в фундаментальной науке сейчас серьёзнейший кризис идей. С пятидесятых годов двадцатого века человечество не совершило ни одного по настоящему фундаментального открытия или изобретения, мы только дорабатываем, реализовываем и развиваем уже существующие теории и технологии. В тысяча девятьсот семидесятом году компьютер весил полторы тонны и с трудом мог сложить два и два. Сейчас компьютерный процессор представляет из себя выращенный по особой технологии относительно небольшой кристалл кремния и отвечает на вопрос раньше, чем его задашь. Внешне - да, несомненный прогресс. А суть одна и та же. Принцип одинаковый - и тот, и другой компьютеры являются всего лишь цифровыми машинами Джона фон Неймана! Из этого некоторые сделали выводы, что научно-техническая революция уже завершилась. Существуют, конечно, некоторые незначительные исключения из подобной схемы наподобие нанотехнологии, идея которой, высказанная ещё в 1975-м году, принадлежит Нобелевскому лауреату Эрику Дрекслеру. Также, к слову, возможно появление где-то эдак к 2030-му году первых реальных прототипов антигравитационных устройств - как-никак исследования по антигравитации ведутся в разных странах аж с 1955-го года! (Я это знаю, поскольку напрямую связан с некоторыми людьми, весьма плотно занимающимися этими вопросами.) Но это, скорее, именно исключения, в целом не нарушающие общей тенденции. По сути же, техногенная цивилизация не развивается, а совершенствуется. Чувствуете разницу между этими двумя понятиями?
     Ещё одна установка, которой Кавамори решил твёрдо придерживаться при создании "Плюса" - не выдвигать никаких явных врагов, однозначных злодеев, или прямых негодяев, как это любят делать в американских фильмах. (Впрочем, это настроение пусть в менее проявленой форме присутствует ещё в первом "Макроссе".) "Американский" путь является лёгким путём и сулит большое количество "экшена". Однако, на сегодняшний день это бы уже выглядело несколько несвежим. Дело в том, что мы живём в эпоху, когда, с одной стороны, цивилизация вступила в период нестабильных состояний, где каждое изменение может привести как к огромным успехам, так и к колоссальным провалам, а малейший, казалось бы, конфликт - вызвать грандиозную катастрофу, а с другой стороны - войну с помощью СМИ, "правильной" подачи информации и монтажа стало возможным представить как, своего рода, "шоу" или подобие компьютерной игры.
     - "Это то, что я должен был создать для сегодняшнего дня и этой эпохи?" - задаётся риторическим вопросом Кавамори Сёудзи.
     Линия развития человеческой цивилизации стала чрезвычайно неопределённой сегодня. Живя в наше время мы никуда не можем уйти от этого (это в качестве маленького философского отступления…).
     Однако любой, даже самый хороший фильм без персонажей и действующих лиц, короче, без людей, немыслим. Поэтому, настала пора перейти к героям "Macross Plus" >>>